Развитие мышления детей четырех-пяти лет. Развитие мышления детей четырех-пяти лет Развития внимания детей 4 5 лет

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Многие родители с большой ответственностью относятся к развитию своего малыша в раннем детстве, кроме того, большинство из них работает, поэтому рано или поздно встаёт вопрос, чем занять ребенка 4 года дома. Ведь это уже понятливый человечек, осмысленно относящийся к окружающим предметам и явлениям, и задачей взрослых является выстраивание правильных с ним отношений и такого распорядка, который бы помогал детям не только беспечно проводить время, но и чему-то обучаться.

Итак, на что же стоит опираться, выбирая занятия для своего сына или дочери, чтобы они были не только развлекательными, но и воспитывающими, обучающими? Для этого надо знать особенности четырёхлеток. В этом вопросе лучше руководствоваться следующими критериями:

  1. Физическое развитие малыша делает его чрезвычайно подвижным – каждый день он всё больше осознаёт возможности своего тела и пытается себя проверять в различных активных действиях. Он хорошо прыгает и бегает, владеет мячом, умеет подтягиваться, всё лучше ориентируется в пространстве, может преодолевать самые разные препятствия. Поэтому, желательно, чтобы дома у него были различные снаряды, а ещё лучше спортивная стенка или целый комплекс, позволяющий ежедневно заниматься физическими упражнениями. Разумеется, все действия крохи должны проходить под контролем родителей, так как малыш в азарте, вполне, может получить травму, если за ним не следить.
  2. В четыре года дети постоянно пополняют свой запас знаний об окружающем мире , они жаждут новых впечатлений, задают огромное количество вопросов, поэтому любая информация впитывается очень быстро. Родителям можно начать заниматься с ними чем-то новым, например изучением основ , геометрии, или , тем, что особенно, интересно малышу. Это также может стать поводом к более углублённому изучению родного языка, географии, истории. И здесь незаменимыми являются всевозможные детские книги, специальные энциклопедии, интерактивный глобус, различные говорящие карты и многое другое. Игрой такие занятия назвать трудно, и всё же эти уроки, в любом случае, будут проходить в игровой форме, поскольку только таким образом малышу доступно восприятие многих вещей.
  3. Интересы малютки в этом возрасте разносторонние – дети любят самые разные виды творчества и с удовольствием занимаются рисованием (как нарисовать различных зверюшек с пошаговыми фото смотрите ), лепкой, созданием поделок ( , ) разукрашиванием картинок, созданием аппликаций (у нас на сайте есть множество аппликаций с пошаговыми фото, которые можно сделать вместе с детьми: , ), рукоделием. Их фантазия ничем не ограничена, поэтому любые уроки и игры позволяют им, одновременно совершенствовать мелкую моторику, логику, мышление, развивать воображение. Настольные игры, конструкторы и мозаики могут надолго увлечь малыша, принеся немало пользы для формирования умственных способностей и положительных черт характера, таких как усидчивость, настойчивость и даже упорство в достижении своей цели.
  4. Растёт маленький человек и в эмоциональном плане , и это очень важно. Дети уже умеют различать настроение окружающих людей, учатся сопереживать, проявлять участие и даже выстраивать свои первые отношения с ровесниками. Поэтому им так необходимы сюжетные игры, в которых они пробуют себя в самых разных ролях. Маме с папой надо помнить об этом и позаботиться, чтобы у ребёнка был различный реквизит к своим сценариям в виде наборов, содержащих атрибуты для игры в Кулинара, Доктора или Продавца.
  5. Поскольку бытовые навыки тоже совершенствуются, и ребёнок без напоминания следит за своей гигиеной, использует столовые приборы, умеет одеваться и раздеваться, есть масса полезных взрослых заданий, которые малыш будет выполнять с удовольствием и при этом приобретёт новые умения, безусловно, являющиеся актуальными в его будущей жизни.
  6. Несмотря на то, что четырёхлетние дети могут подолгу играть самостоятельно, они всё больше тянутся к общению со своими сверстниками, и в этом смысле хорошо, если иногда в гости к дочери или сыну будут приходить соседские девочки и мальчики. Ролевые или командные настольные игры научат детей ответственности, коммуникабельности, умению находить компромисс с разными людьми.

Одним словом, занятия ребенку в четыре года можно предложить самые разные, в том числе, игрушки, игры и настоящие уроки, проходящие в духе игр. Детям можно привить любовь к музыке, изобразительному искусству, рукоделию, если, конечно, постараться и учесть их увлечения.

Занятия ребенку в 4 года: видео

Основные правила игры

Существует несколько важных правил при организации досуга и обучающих занятий с малышом, выполняя которые, родители могут получить хороший результат, воспитав разносторонне развитых, креативных и умных детишек, к тому же, отличающихся отличной физической формой:

  • следует помнить, что все обучающие уроки лучше проводить с ребёнком в первой половине дня, когда он полон сил, энергии и имеет позитивный настрой;
  • эмоциональное состояние детей является очень важным, так как в хорошем настроении они лучше контактируют со взрослыми и своими ровесниками, гораздо быстрее схватывают нюансы игры, более открыты для восприятия новой информации;
  • любое обучение должно проводиться в виде игрового процесса и нести полезный заряд;
  • игры и занятия лучше планировать заблаговременно, также желательно создать нужную атмосферу, а для этого придётся подготовить различные пособия, материалы или атрибуты.

Все эти вещи взрослые должны продумать заранее. Психологи советуют папам и мамам составлять далеко идущие программы на неделю, и даже месяц вперёд – от этого будут зависеть достижения чада.

Если в домашних условиях подготавливается место для подвижных игр, необходимо позаботиться о том, чтобы убрать все хрупкие и бьющиеся предметы, острые углы мебели лучше закрыть мягким материалом, во избежание травм. Особенно, это актуально, если к сыну или дочери придут друзья.

Зная, чем занять ребенка 4 года дома, конечно, нельзя забывать, что нужно чередовать умственную деятельность с активным времяпровождением – таким образом, сбрасывается чрезмерное напряжение, и малыши меньше устают.

Чем занять ребенка в 4 года дома для развития

Как развлечь четырехлетнего малыша, не должно представлять для родителей сложности, так как вариантов, действительно, много.

Развивающие игры и занятия:

  1. Словарный запас , в основном расширяется у детей во время свободных тематических игр с использованием наборов, при которых дети подражают взрослым, примеряя на себя различные роли. Во время этого процесса они даже повторяют характерные интонации, с которыми говорят те или иные люди. В этом плане также хороши настольные игры, например, лото. Особенно, малышам нравится зоологическая тематика, при этом они усваивают много новых слов, названий животных, отдельных частей их тела, места их обитания.
  2. Огромную роль в развитии речи играет и литература – проза и стихи . Хорошо если это , они помогают формировать правильные ассоциации объекта с его изображением, к тому же в таких головоломках есть много описаний разных предметов, которые дети проговаривают и быстро запоминают. Чтение, выучивание отрывков и стихов с одновременным рассматриванием картинок – это нужный и увлекательный этап в развитии ребёнка (о том как с ребенком и мы писали ранее, рекомендуем знакомиться со статьями).
  3. Развитие моторики и сенсорики неотъемлемо связано с рисованием и лепкой. Здесь можно предложить детям любые подходящие материалы – краски (о том как сделать пальчиковые краски смотрите ), глину, пластилин или тесто. Замечательно, если оба занятия совмещаются. Создав фигурку из полимерной глины, затем её можно раскрасить вместе с ребёнком, параллельно он научится правильному сочетанию цветов. Одновременно с этим, у малыша будет усиливаться сенсорная чувствительность, развиваться ловкость пальчиков и координация движений.
  4. Воображение и логика – важный аспект в формировании маленькой личности, а для этого подойдут пазлы, коллажи, конструкторы. Эти игры чрезвычайно увлекают малышей, развивая у них усидчивость, внимание, логическое мышление. Также такое времяпровождение заставляет детей анализировать различные признаки предметов, что благотворно сказывается на их мыслительных способностях.
  5. Если стоит задача обучить дошкольника арифметическому счёту , в этом помогут яркие красочные карточки с изображением разного количества предметов, что позволяет малышам познакомиться с цифрами, а также, с математическими действиями — сложением и вычитанием. Такие интересные игры, как «Математическое домино» или «Математический эрудит» подходят, как для детской вечеринки, так и для совместного с родителями отдыха. В то же время, ребёнок обучается навыку быстрого сложения и другим арифметическим действиям. Кстати, буквам и азбуке четырёх леток также можно обучать по аналогичным играм, карточкам или специальным кубикам.
  6. С четырехлетним ребенком можно начинать учить буквы (о том как быстро, легко и играя выучить все буквы с малышом смотрите в ). Если же малыш уже знает все буквы, то можно перейти к обучению чтению (подробнее об обучении чтению мы писали ).
  7. Разумеется, можно воспользоваться и специальными программами, развивающими мультфильмами , но для этого смысловая нагрузка подобного обучения должна соответствовать возрасту ребёнка. К тому же, долго просиживать перед планшетом малышу нельзя, так как от этого страдает его внимание, а также может возникнуть нарушение нормального сна. Оптимально провести перед экраном 15 минут, но никак не больше.

Активные игры для детей 4 лет

  • танцы и песни под любимую музыку;
  • дома можно приобрести для ребёнка детский теннис либо теннисную ракетку с мячиком на веревочке;
  • игры с воздушными шариками, мячами, фитболом;
  • для активного времяпровождения подойдут прятки, отыскивание спрятанных предметов, игрушечный кегельбан;
  • детям можно организовать уютный домик или палатку, собранную из покрывал, подушек и других подручных материалов – там они смогут играть в свои ролевые игры;
  • музыкальные игры под композиции Е.Железновой, они позволяют детям танцевать, кружиться, подпевать, притоптывать. Несомненно, это занятие привьёт малышам любовь к музыке, разовьёт их музыкальный слух и будет способствовать улучшению координации движений.

Активно провести время ребёнок сможет и, выполняя некоторые поручения мамы или отца – дети чувствуют себя настоящими хозяевами и умелыми хозяйками, когда стирают пыль, моют посуду или подметают полы.

Как занять ребенка в 4 года и сделать домашние дела

Чем же еще можно развлечь четырехлетнего малыша, если ему скучно и нечем заняться? Дети в этом возрасте могут самостоятельно играть в течение получаса, а если занятие очень увлечет, то и целый час, забыв про время, маму и все на свете.

При этом, чтобы надолго занять ребенка не понадобится дорогих игрушек (кстати, по моему опыту и опыту других мам, дорогие игрушки ненадолго занимают малыша, намного дольше дети способны заниматься другими «игрушками», порой не предназначенными для игр — прищепки, скотч, дырокол, пуговицы...)

Также четырехлетнего ребенка можно приобщить к какому-нибудь полезному и незнакомому для него делу и он будет просто счастлив, что требуется его помощь.

Несколько простых вариантов, которые безотказно действуют, когда нужно отвлечь внимание ребёнка от взрослых:

  1. В некоторых случаях можно доверить ребёнку раскатывание теста, уборку со стола, перемешивание салата .
  2. Хорошим подспорьем маме станет наведение порядка на нижних полках шкафов, где нужно протереть пыль или аккуратно сложить чистые вещи.
  3. Четырёхлетних детей всё так же привлекают игры, связанные со всевозможными коробочками, шкатулками. Дочери мама может дать коробку с бижутерией и, тем самым, как минимум, на полчаса развлечь кроху самостоятельной разборкой драгоценностей.
  4. Совместное творчество на кухне может полностью поглотить внимание дочери или сына – для этого достаточно разрешить крохе самостоятельно приготовить интересное блюдо. Поварёнка следует обеспечить всех необходимым, даже дать ему некоторые простые продукты и пусть он готовит свой кулинарный шедевр. Поверьте, малыш может быть настолько увлечён, чтоб мама сможет спокойно готовить обед или ужин, тем более что любимое чадо находится в поле её зрения.
  5. Помимо этого, детям продолжают нравиться различные конструкторы и пазлы , в такие игры они могут играть длительное время, не тревожа родителей. Такой же притягательностью для малышей обладают всевозможные шнуровки, нанизывание бусин и пуговок на нитку, игры с дыроколом, строительство зданий из кубиков и других деталей.
  6. Также сейчас самое время познакомить ребенка с ножницами (если вы этого не сделали раньше) — покажите ребенку, как правильно ими пользоваться, дайте старые журналы, ненужные листки (у нас дома всегда есть «черновики» для рисования и вырезания), обои, посадите недалеко от себя и пока вы будете заниматься домашними делами, ребенок с удовольствием будет отрабатывать навыки работы с ножницами. Когда ребенок хорошо освоит работу с ножницами, можно усложнить задания — попросить вырезать кружочки, квадратики, треугольники, а потом их посчитать (заодно и математике поучиться).
  7. Дырокол (как так и обычный) был моей палочкой-выручалочкой, когда дети со мной ездили в офис на работу. Игрушек с собой на работу много не возьмешь, а занять малыша чем-то надо. Вот пока мама работала дети либо рисовали или получали дырокол и делали много-много дырочек. Очень нравилось сперва раскрасить бумагу цветными карандашами, а потом дыроколить листик и получать разноцветное конфетти).
  8. Трафареты. Помните у нас в детстве были трафареты букв? Сейчас помимо буквенных трафаретов есть различные — с животными , геометрическими фигурами, принцесс , машинки, корабли, самолеты... и многое другое. Такие трафареты можно обводить и раскрашивать. Моя дочь очень любит рисовать с трафаретом «принцесс», а сын с удовольствием рисовал машинок.
  9. Про кинетический песок я говорила уже не раз. У нас это самая ходовая «игрушка» особенно в зимнее время. Мы используем не покупной песок, а сделанный своими руками (его рецепт можете посмотреть ). Кстати, при его изготовлении дети принимали самое активное участие. С ним можно играть часами, к примеру, на сайте я разместила подборку из , в которые мы играем с детьми. Рекомендую посмотреть, вдруг что-то понравится и вам.
  10. Домик . Помню в детстве мы с сестрой очень любили строить домики из подушек, одеял, стульев, кресел. И там могли играть часами... Так что своим детям я купила домик-палатку, когда старшему ребенку исполнился год. Прошло уже несколько лет, а игрушка все не теряет своей актуальности. Порой и я с удовольствием играю с детьми в домике. Продают их в любом детском магазине.
  11. Наклейки. Книжки с многоразовыми или одноразовыми наклейками, либо просто набор наклеек и альбом также могут развлечь четырехлетнего ребенка и он не будет ходить по дому и то и дело твердить, что ему скучно и развлеки меня, мама.
  12. Рисование по точкам, лабиринты, раскраски (для этого можно скачать заготовки из интернета либо купить книжки-развивашки в магазине). Выбирать лучше с ребенком, чтобы он мог сам выбрать, к примеру, какую раскраску хочет раскрашивать, а какая ему не очень нравится.
  13. Старый фотоаппарат или телефон . Дайте возможность ребенку побыть «взрослым» фотографом. Дайте ему старый фотоаппарат или телефон (я своему ребенку отдала на растерзание старый телефон, со слабой фото-камерой). Теперь он может делать фото-репортажи совсем как взрослый. Правда память заполняется очень быстро, так как малыши хотят запечатлеть каждое мгновение жизни. :)
  14. Волшебная баночка . Есть у меня волшебная баночка дома, ее я завела, когда старшему ребенку было около года (с течением времени содержимое баночки видоизменялось, но баночка всегда была). Когда моему 4-летнему ребенку было скучно и он не знал, чем заняться. я вручала ему эту волшебную баночку, которая в остальное время была вне зоны доступа. В ней лежат разные «сокровища» — монетки, пуговицы, «собачка» от замка и другие не очень большие, но очень увлекательные предметы. которые способны надолго заворожить моего ребенка.
  15. Рисование по образцу. Моя дочь любит рисовать — красками, карандашами, пальчиковыми красками (кстати как сделать писала здесь), фломастерами, по трафаретам, на , и конечно же просто в альбоме. Часто мы учимся по пошаговым инструкциям. Такие инструкции есть как у меня на сайте , и так и в интернете. Недавно я купила эту книжку, о том как нарисовать любое животное за 30 секунд. Если мне нужно чем-то заняться, то дочка может самостоятельно по инструкции нарисовать зверюшек, а потом показывать мне, что получилось. Часто к зверюшкам дорисовываются предметы «интерьера» — облако, солнце. деревья, трава и другие зверюшки, которые она уже умеет рисовать.
  16. Лупа . Многие родители недооценивают такой интересный предмет, как...лупа. А ведь это настоящая находка для маленького исследователя. Помимо исследования на улице всего, что попадается на глаза — травка, жучок, гусеничка. листик и т.п. можно продолжить исследования и дома.

Чем еще развлечь четырехлетнего малыша: видео


Выяснив, чем занять ребенка 4 года дома, взрослые и сами могут придумать что-то новое, необычное и оригинальное для развлечения и пользы своих детишек. Это не так сложно, как может показаться, главное, чтобы занятие соответствовало увлечениям и темпераменту малыша.

Чтобы полноценно подготовить ребёнка к школе, нужно практически с самого его рождения обращать особое внимание на формирование высших психических процессов. Один из них - внимание. Это избирательная, осознанная направленность восприятия на определённый объект в течение какого-то времени. И если у малышей его как такового ещё нет (по крайней мере, оно очень незначительное), то развитие внимания у детей 3-4 лет, а уж тем более в 5 лет идёт практически семимильными шагами. И этому аспекту воспитания ребёнка необходимо уделять достаточно много времени.

Чтобы развитие внимания у детей 4-5 лет соответствовало норме, родителям необходимо знать основные свойства этого психического процесса. Это позволит при воспитании правильно расставить акценты. В этом возрасте ребёнок должен научиться отбирать нужную ему информацию и отбрасывать лишнюю. В его маленький мозг ежесекундно поступает огромное количество сигналов. И если у малыша в 3-4 года не начнёт формироваться внимание, которое выступает своеобразным фильтром, его мозг не избежит перегрузки, что негативно скажется впоследствии на его успехах в обучении. Эта функция обладает определёнными свойствами. Если их развитие не будет соответствовать возрасту, это приведёт к отклонениям в деятельности ребёнка.

  1. Объём. Если он маленький, невозможно одновременно сконцентрироваться на нескольких предметах, и тем более - удержать их в уме.
  2. Концентрация и устойчивость. Если они недостаточны, долго сохранять внимание, не ослабляя его и не отвлекаясь, невозможно.
  3. Избирательность. Без развития этого свойства дети не могут сосредоточиться на нужной части материала, необходимой для решения той или иной задачи, поставленной перед ними.
  4. Переключаемость. Если она плохо развита, трудно переходить с одного вида какой-нибудь деятельности на другой.
  5. Распределение. Без него ребёнок не сможет одновременно заниматься несколькими делами.
  6. Произвольность. Без её развития детям сложно сосредоточить внимание, если от него это потребуют.

Чтобы развитие внимания ребёнка в период с 3 до 5 лет соответствовало его , нужно целенаправленно работать над всеми выше перечисленными свойствами этой психической функции. Для этого есть специальные методики, игры, упражнения. Если драгоценный момент был упущен, и что-то не сформировалось в соответствии с нормами, придётся проводить специально организованную работу, подключая специалистов. Чтобы дело до этого не дошло, родителям полезно знать о возрастных особенностях развития внимания у детей 3-4-5 лет.

Особенности

Непосредственно перед школой развитие внимания у ребёнка 5 лет должно быть таким, чтобы он прошёл тестирование в 1 класс, где обязательно будут задания на сформированность всех этих свойств. Возрастные особенности этой высшей психической функции для детей 3-4-5 лет таковы.

Общие

  • Способность управлять вниманием крайне невелика;
  • сложно направить его на предмет посредством словесных указаний;
  • для переключения требуется снова и снова повторять инструкцию;
  • объём включает в себя не более 5 объектов;
  • удержание возможно на протяжении всего 7-8 минут;
  • носит непроизвольный характер;
  • устойчивость зависит прежде всего от характера деятельности: на неё негативно влияет импульсивность малыша, капризное и безудержное желание тотчас получить нужный ему предмет, сделать что-то, ответить.

3 года

  • Идёт развитие первоначальной формы произвольного внимания;
  • распределение между 2 предметами или действиями практически недоступно;
  • малыш ещё не может быть внимательным как таковым;
  • внимание в этом возрасте проявляется только в конкретных психических процессах: ребёнок всматривается, вслушивается, хочет отгадать загадку, пытается читать «букварь», играет, увлеченно рисует.

4 года

  • Наконец появляется полноценная способность направлять собственное внимание на конкретный предмет или деятельность по указанию взрослого, по его инструкции;
  • соответственно, начинается развитие всех выше указанных свойств.

5 лет

  • Возникает самая первоначальная, элементарная форма полноценного произвольного внимания;
  • охотно и успешно играет в игры на внимание и память для детей 5 лет, выполняя все задания;
  • способен составить простейшую самоинструкцию для собственного внимания и следовать ей;
  • устойчивость формируется в активной деятельности, манипуляции предметами, в играх, при выполнении разных действий.

Вот такими темпами происходит развитие внимания детей 4-5 лет. В 3 года о формировании этой психической функции говорить ещё сложно, а через 2 года она уже должна соответствовать достаточно высоким критериям. Для того чтобы проверить, всё ли в порядке в этой области у вашего малыша, можно дать ему несколько несложных заданий на внимание.

Диагностика

Диагностика развития внимания у малышей 4-5 лет проводится специалистами, а также при поступлении в 1 класс. Дома родители могут самостоятельно дать ему несколько заданий и посмотреть, насколько быстро и эффективно он с ними справится.

  1. Найти одинаковые предметы на картинке, назвать их цвет.
  2. Нарисовать 2 домика, 2 зайчика. Прочертить от каждого зверька тропинку к отдельному домику так, чтобы они пересекались. Проследить глазами путь каждого зайки к его личному домику. Показать, где кто живёт. Трудно сделать это зрительно? Разрешается провести по дорожке пальчиком.
  3. Раскрасить геометрические и неправильной формы фигурки по образцу.
  4. Нарисовать контуры нескольких (примерно 3-4) различных предметов так, чтобы они накладывались друг на друга. Найти, какие предметы изображены.
  5. Найти отличия на картинке. При затруднении разрешаются наводящие вопросы.

Если дошкольник затруднился выполнить какое-нибудь из заданий, значит этому аспекту следует уделять больше времени. А для этого существуют специально разработанные игры на развитие внимания у детей 4-5 лет, которые будут ему и полезны, и интересны одновременно.

Методики развития

Неразрывно между собой связаны игры на внимание и память для детей 4 лет (+/- 1 год), так как эти две высших психических функции взаимосвязаны. Такие игровые занятия развлекут кроху, а попутно научат обращать внимание на что-то интересное и новое вокруг, что может пригодиться в дальнейшем.

  • Интересная прогулка

Когда гуляете, описывайте все мелкие детали, встречающиеся вам на пути. Например, какие ярко-зелёные листочки на деревьях, какой красивый манекен на витрине, как весело виляет хвостом собака. Больше разговаривайте с крохой.

С наступлением у ребенка старшего дошкольного возраста родители задумываются о том, как ненавязчиво подготовить его к школе, правильно заложив фундамент будущего успешного обучения. Для детей 4 – 5 лет лучшие развивающие занятия – игровые. И подбирать их лучше исходя из возрастных особенностей и потребностей малыша.

Возрастные особенности ребенка 4–5 лет

Сейчас у ребенка действительно наступает самый благоприятный период для усвоения самой разнообразной информации. Этому способствует уровень развития, которого дошкольник достиг в физическом и интеллектуальном плане.

  • К этому возрасту мышлению ребенка становится доступна образность, развивается воображение. Он понимает, на что похож предмет, может вычленить предметы по цвету, размеру, высоте, длине, ширине.
  • Начинает развитие произвольная память: малыш помнит данные ему поручения, способен выучить стихотворение. Складывается словесная и образная память.
  • Повышается концентрация внимания. Сейчас дошкольник в состоянии удерживать его на одном действии до 20 минут.
  • Двигательные навыки тоже совершенствуются. Улучшаются крупная и мелкая моторика, координация, равновесие.
  • В творчестве ребенку доступны детализация в рисунках, вырезание, склеивание, конструирование по образцу и собственному замыслу.
  • Речь ребенка также становится более богатой. Улучшается произношение большинства звуков и дикция. Дети имитируют разные звуки, появляется интонация. Малыши проявляют живой интерес к рифме. Ведущий мотив общения у дошкольников этого возраста – познавательный: «почему?». Они стремятся к новым знаниям, которые должны дать взрослые.
  • Основной формой развития остается игра. Теперь она становится сюжетно-ролевой. Поэтому чтобы развивающие занятия были интересными и полезными, их следует строить именно на основе игр.

Учитывая эти особенности, можно сделать вывод, что занятия с детьми на этом этапе должны иметь вид целостной системы.

Чтобы правильно составить план занятий с ребенком 5-го года жизни дома, учитывайте следующие нюансы.

  • В детском саду у малыша уже присутствуют ежедневные занятия по разным направлениям, включая физическое. Поэтому важно уточнить программу этих занятий, чтобы дома дополнять ее, а не дублировать и не противоречить ей.
  • Заниматься дома получится только на выходных или вечером. Учитывая это, не оставляйте на поздний вечер активную деятельность и слишком подвижные веселые игры.
  • После детского сада у вас останется мало времени, поэтому планируйте в день не более 2 занятий.
  • Если ребенок не посещает детсад, программу его занятий вам придется разрабатывать самостоятельно исходя из его навыков, умений, интересов.
  • Развивающие игровые задания для детей 4 – 5 лет должны включать все стороны их деятельности (логику, внимание, мышление, память, речь, движение). Распределять занятия нужно равномерно в течение недели.

Развиваем речь

Если у ребенка существуют проблемы с произношением, речевые занятия должны включать артикуляционные упражнения для каждого сложного звука. Возможно, понадобится помощь профессионального логопеда.

В общем случае хорошими «развивашками в речевом плане для дошкольника в это время будут:

  • стишки, песенки, выученные наизусть;
  • обсуждение сюжетных картинок или прочитанных произведений;
  • разгадывание загадок;
  • прослушивание аудиосказок;
  • обсуждение всего, что произошло с ребенком за день;
  • знакомство со звуками и буквами;
  • определение первой буквы в слове, разделение слова на слоги.

Речевые навыки можно развивать с помощью несложных игровых упражнений. Можно спрашивать у ребенка:

  • «Что бывает … ?» (длинным, красным, горячим, острым и т. д.);
  • «Что будет, если… ?» (мяч упадет в воду, на небе появится черная туча, я съем снег);
  • «Что можно делать … ?» (с яблоком, книгой, мячиком, печеньем, ножницами…);
  • «Что где?» (какие предметы есть в спальне, прихожей, на кухне; в какой комнате находится телевизор, кровать, сковородка, вешалка…);
  • «Кто это?» (например: ушастый, серый, трусишка – кто это?).

Игры на развитие логического мышления

В этом возрасте ребенок уже должен уметь обобщать и дифференцировать предметы по определенному признаку, работать по образцу, строить простые рассуждения для решения каких-либо задач.

Для того чтобы стимулировать дошкольника к логическим размышлениям, можно предлагать ему разнообразные игры. Это могут быть как магазинные развивашки (сортеры, пазлы, конструкторы, детское лото), так и вполне бытовые.

Например, ребенку придется задействовать свои логические навыки в следующих заданиях.

  • Ему предлагают обобщить предметы по какому-то признаку (назвать все круглое в комнате, все желтое, все мягкое).
  • Определить, чем похожи, а чем отличаются две картинки или игрушки.
  • Выбрать из множества предметов одинаковые (мячи, зайчиков, кубики и т. д.).
  • Собирать постройку из конструктора по образцу.
  • Найти лишний предмет из нескольких и объяснить, почему он лишний.
  • Найти парные предметы (как настоящие, так и на карточках или картинках). Ребенку придется определить признак, по которому нужно искать пару (к тарелке – ложку, к шапке – шарф, к курице – яйцо).
  • Найти выход из нарисованного лабиринта (они часто встречаются в детских развивающих пособиях или журналах). Вариации таких «путаниц» могут быть разными: помочь кошке поймать мышку, встретиться собаке со щенком, найти ключ для Буратино и т. д.

Память – не только зрительная

Человек запоминает не только то, что видит, но и то, что слышит или делает. Маленький человек не исключение. Поэтому развитие памяти должно быть комплексным и затрагивать все эти аспекты.

  • Зрительную память развивают игры на запоминание рисунка или картинки с последующим их описанием, описание по памяти расположения предметов в комнате, на полке, столе. Можно попросить ребенка вспомнить, в чем он вчера ходил на прогулку, во что была одета мама. Или нарисовать на бумаге сетку из нескольких клеток, разложить в каждую мелкие предметы, а затем, дав ребенку время на запоминание, отвернуть его и поменять местами несколько предметов. Пусть пробует восстановить первоначальное расположение.
  • Слуховую память тренирует запоминание стихов, потешек, песенок, а также пересказывание сказок или впечатлений от ярких событий, выполнение устных инструкций взрослого. Например, купить в импровизированном магазине несколько предметов и ничего не забыть. Или ставить предметы, накрывая на стол, в определенной последовательности.
  • Двигательную память помогут натренировать всевозможные игры, в которых малыши повторяют за взрослым движения в определенном порядке. Иногда взрослый может «ошибиться», при этом ребенку нужно все сделать безошибочно, не сбиться.

Отправляясь в магазин или на прогулку, заранее составьте маршрут своего похода и просите ребенка комментировать – куда идти дальше. Это тоже тренировка слуховой памяти.

Внимание – вниманию

Чтобы ребенок рос внимательным, умел концентрироваться и быстро реагировать на какие-то изменения, важно тренировать его внимание. Начинать можно уже с 4-летнего возраста. При этом также не обязательно приобретать дорогие пособия: подходящее «оборудование» всегда есть под рукой.

Например, можно поиграть в такие игры.

  • Вариации на тему «съедобное — несъедобное» (сладкое – несладкое, летает – не летает, одежда – не одежда).
  • «Что нового?» (на столе, на картинке, в облике папы, одежде мамы).
  • «Найди отличия» (на двух картинках).
  • «Караван» – мама называет животное, ребенок повторяет его и добавляет свое. Мама повторяет оба и добавляет третье. Повторять нужно в порядке называния животных. Играют, пока кто-то не собьется.
  • «Что изменилось?». Во время утренней прогулки мама с ребенком стараются запомнить все, что их окружает, а вечером сравнивают, что изменилось (кто-то повесил белье, на лавочку сели старушки, к соседнему подъезду подъехала машина);
  • Закрыть глаза и назвать как можно больше разных звуков в комнате (часы, шум холодильника, мурлыканье кошки) или за окном (едут машины, поют птицы, шумит ветер).
  • Закрыть глаза и рассказать, что в каком порядке стоит на полке, на столе, во что одета мама.

Важно начинать с более легких заданий, постепенно усложняя их, не забывая хвалить малыша за успехи.

Чтение и письмо

Эти навыки понадобятся ребенку в школе. Ведь первое, что он должен будет освоить к первому классу, – как раз чтение и письмо.

На пятом году с дошкольником необходимо планировать уроки по подготовке руки к письму. Здесь уже понадобятся первые учебные пособия – детские прописи. Это прекрасные «развивалки» для руки, помогающие ребенку разработать нужные мышцы, чтобы кисть не уставала во время письма. В детских прописях малышу предлагается обводить по точкам несложные узоры, а затем воспроизводить их самостоятельно.

Для закрепления восприятия первого звука в слове (на этом основано все изучение букв) можно приклеить карточки с изображениями букв к разным предметам в доме. Пусть ребенок определит, в каком случае карточка приклеена правильно, а в каком – нет.

При обучении дошкольников чтению все больше мамочек выбирают букварь Жуковой. В нем последовательно показано, как буквы «сливаются» в слоги, даются важные рекомендации родителям. К тому же, методика обучения Жуковой соответствует требованиям школьных программ.

Прежде чем начать обучение ребенка чтению, научите его на слух воспринимать все звуки в словах, в разных частях слова (в начале, середине, конце), а также вычленять в словах слоги. Для этого можно найти немало занимательных игр.

Только при таком подходе ребенок научится читать и писать без ошибок (часто детки переносят на письмо то, что слышат или воспринимают неправильно).

Изучаем математику

Первое, что здесь приходит на ум, – навыки счета. Потому как вычисления ребенку пока освоить трудно. Как научить дошкольника считать?

Понять, как соотносится конкретная цифра с обозначаемым числом, ребенок может, например, с помощью счетных палочек или карточек, на которых изображены цифра и различные предметы в соответствующем количестве.

Чтобы закрепить счет по порядку, можно использовать раскраски, в которых требуется соединять пронумерованные точки.

Также закреплению порядкового счета способствует постоянное пересчитывание окружающих предметов: домов, скамеек, птиц, ступенек на лестнице, яблок в вазе.

Математика – это еще и . К этому возрасту ребенок уже должен знать основные геометрические фигуры. Сейчас важно закреплять эти знания, а также развивать мышление дошкольника, играя в интересные игры с фигурами. Например, можно складывать из треугольников прямоугольники, квадраты, ромбы, другие треугольники. Из квадратов можно сложить прямоугольники.

Интересно деткам в этом возрасте и рисовать с помощью геометрических фигур (всем известно, что треугольник – это юбочка, круг – солнышко, треугольник с прямоугольником – домик). Также ребенок уже может сравнивать фигуры по цвету, форме, размеру.

Музыкальность, сенсорика, движение

Одним из главных факторов правильного развития дошкольника в этом возрасте по-прежнему остается движение. Двигаться он должен много. Это повышает его ловкость, выносливость, координацию, развивает мышцы, укрепляет скелет. Поэтому в программе занятий должно быть много места для гимнастики, танцев, зарядки, езды на велосипеде, всевозможных подвижных игр. Можно записать дошкольника в какую-нибудь спортивную секцию.

А если двигательная активность будет сопровождаться хорошо подобранными мелодиями, ребенок получит и музыкальное развитие. У него будет улучшаться чувство ритма, восприятие быстрой и медленной музыки, грустной и веселой.

В этом возрасте дошкольнику можно давать послушать не только детские мелодии, но и классические. У него уже есть свои любимые мотивы, под которые он начинает пританцовывать или напевать.

Сенсорное восприятие – это, прежде всего, развитие тактильной чувствительности. У малыша должна быть возможность трогать самые разные материалы и фактуры: мягкое, жесткое, гладкое, шершавое, пушистое, колючее, теплое, холодное. Хорошая игра – узнавать предметы на ощупь, не видя их (например, доставая из мешочка).

Важную роль играет совершенствование мелкой моторики. Это помогает улучшать все умственные способности: мышление, речь, память. Кроме того, хорошая мелкая моторика готовит руку к письму: ребенок будет правильно держать ручку, рука будет меньше напрягаться и уставать. Хороши для этой цели игры с мелкими предметами и материалами: кубиками, конструктором, мозаикой, песком, крупами. Сюда же входят , завязывания шнурков, застегивание молний, откручивание пробок, рисование, аппликации, лепка.

Прочие знания

Расширению кругозора способствуют первые представления о географии, которые малыш может получить, например, во время прогулок (расскажите ему, что такое горизонт, живая природа, время года, вода и суша, солнце и земля).

Углубить знания помогут специальные пособия для дошкольников. Это такие «познавашки», как, например, энциклопедии, глобус или магнитная карта мира, к которой прилагаются картинки с растениями, животными, достопримечательностями разных стран. Так малыш узнает о народах, о своей Родине, о материках и островах, об озерах, морях, равнинах, горах, сторонах света.

Кстати, география – основной предмет, по которому дети в этом возрасте задают множество вопросов. Порой достаточно просто отвечать на них, чтобы дать малышу все необходимые знания.

Представления об истории и культуре своего народа ребенок может получить, рассматривая картины Васнецова, слушая былины о богатырях, рассказы о жизни князей (можно в форме сказок), рисуя природу России, церкви, былинных и сказочных героев, слушая рассказы из истории своей семьи (о бабушках, дедушках, семейных традициях), познавая во время прогулок красоту природы и достопримечательности родного города.

С традициями и культурой нашего народа хорошо знакомить дошкольника на примере народных праздников (Пасхи, Масленицы, Ивана Купалы).

А вот иностранные языки, по мнению большинства специалистов, в этом возрасте изучать еще рано. Во-первых, запоминание будет механическим, во-вторых, для точного овладения языком сейчас нужна соответствующая языковая среда. В-третьих, правильно мотивировать на изучение непонятного языка малыша еще сложно. А вот риск испортить произношение на родном языке очень велик. К тому же, такое изучение предполагает присутствие преподавателя: самостоятельно родителям учить ребенка иностранным языкам не рекомендуется.

Развивать навыки и способности ребенка-дошкольника нужно комплексно. Тогда он будет всесторонне готов к дальнейшему успешному развитию и обучению в школе.

Занятия для детей для 4 лет должны быть развивающими и подготавливать ребенка к поступлению в школу, обучать малыша грамоте, развивать его способности, и знание окружающего мира. Специалисты говорят, что в 4 года уже можно усаживать ребенка за стол и заниматься по пособиям для дошкольников. Но на практике, ребенок не усидит больше 15–20 минут за развивающей тетрадкой или книжкой, - именно на это время и рассчитано каждое задание из таких пособий. Есть, конечно, дети, которые могут просидеть за развивающими тетрадями и 30 минут увлечено занимаясь. Но когда ребенок не хочет, заставлять его не нужно. Ребенок в 4 года очень активный, ему интересно бегать, прыгать, играть в игрушки, и ваша задача развивать его в игре.

Как обучать ребенка за игрой, в которой по большей части он проводит свое время? Давайте рассмотрим: как превратить игры в развивающие занятия для детей 4 лет, какие игрушки и материалы помогут вам в этом; по каким развивающим тетрадям и книгам дети занимаются с удовольствием.

Что и как нужно развивать на занятиях с детьми в 4 года

  • Мелкая моторика, сенсорика. Лепите из пластилина, глины; собирайте конструктор; делайте поделки из природных материалов и круп; плетите из веревочек и резинок; насаживайте бусинки; рисуйте песком, лепите из него; раскрашивайте и рисуйте карандашами и кистями, с разных рук и по-разному держите инструмент делая разные черточки.
  • Логика, мышление. Играйте в настольные игры для детей (лото, домино, проходите лабиринты); разгадывайте загадки; играйте в «Что будет если…? (мячик упадет в воду, пойдет дождь и т.п.)»
  • Внимание, память. Задавайте вопросы, например, о том, что ребенок видел на улице когда гулял – «Какого цвета была та собачка, кого ты встретил на детской площадке, во что он был одет, какого цвета и т.п.»; просите рассказать о только что прочитанной истории из книги; собирайте по памяти блоки конструктора, рисуйте по памяти; играйте в перевернутые карточки с изображениями, которые ребенок должен запомнить и т.п.
  • Грамматика. Изучайте буквы и названия предметов, начинающихся на эту букву, в игровой форме. При изучении букв можно одновременно приступать к изучению простых слогов.
  • Арифметика. Изучайте цифры и счет, сложение и вычитание простых чисел в игровой форме.
  • Развитие речи. Учите стишки. Во время игры просите ребенка рассказать, предлагая ему разные предметы и объекты: «Что за объект он видит перед собой? Что он делает? Для чего он нужен?»
  • Фантазия и творческие навыки. Рисуйте; лепите; собирайте конструктор; делайте поделки; обязательно учите песенки, пойте вместе с детьми; танцуйте под музыку, учите совместные танцы; придумывайте кукольные спектакли, импровизируйте с сюжетом.
  • Физические навыки. Танцуйте, с лентой, мечем; играйте в «Твистер» и другие подвижные игры; занимайтесь детской йогой; гуляйте на велосипедах и самокатах, играйте в подвижные игры на улице.
  • Знание окружающего мир. Изучайте время на часах; времена года и месяца; особенности погоды; животных и где они обитают; городские и природные объекты; формы; фактуры; запахи; цвета и т.п.

Что должен знать ребенок в 4 года

Если ребенок еще не знает то начинайте изучать:

  • Направления (лево, право, вверх, вниз и т.п.).
  • Цвета.
  • Формы.
  • Виды животных.
  • Транспорт.
  • Растения и природные объекты.
  • Городские объекты.
  • Состояние природы и погоду.
  • Свойства предметов и объектов их применение (так вы разовьете словарный запас и речь ребенка в целом).
  • Звуки городские, звуки природы, животных и т.п.
  • Запахи.

Необходимые дополнительные занятия для детей для 4 лет

  • Отгадка загадок.
  • Чтение с мамой.
  • Физические упражнения (на фитболе, с лентой, велосипед, самокат, мяч и другие игры развивающие физику ребенка).
  • Прикладное творчество (рисование кистями и карандашами с разных рук и держа по-разному инструмент, лепка, аппликация, плетение)

Мы уже писали статьи на темы, — читайте подробней переходя по ссылкам с необходимым вам навыкам.

Занятия для детей для 4 лет по пособиям

Все пособия, книги и тетради лучше покупать в книжных магазинах, а не скачивать из интернета, отпечатывая на домашнем принтере. В интернете вы не найдете материал достойного качества, а при печати на домашнем принтере оно испортится еще больше, - детям такое предлагать нельзя, рискуете испортить все удовольствие от занятий. Но и в книжном магазине нужно выбирать с особой тщательностью, чтобы книга была составлена прогрессивными специалистами, задания были понятны и интересны ребенку, картинки пробуждали дополнительный интерес к занятиям.

  1. Пособие «Годовой курс развивающих занятий (для одаренных детей 4-5 лет)» включает в себя полный годовой курс развивающих занятий для детей 4-5 лет по основным направлениям дошкольного образования: грамота, математика, подготовка руки к письму, знакомство с окружающим миром, развитие речи, логики, внимания, воображения.
  2. Комплект из 7 пособий «Школа маленьких гениев. Для 4-5 лет» — это комплексная программа занятий, охватывающую все сферы развития и образования ребенка и соответствующая Федеральному государственному стандарту дошкольного образования. В каждом комплекте собран методический материал, для подготовки ребенка к школе и общего развития. Каждая книга содержит занимательные развивающие задания, упражнения и игры.
  3. Пособие «Годовой курс занятий. Для детей 4-5 лет» содержит основные темы дошкольного образования, с картинками любимых мультиплексных-персонажей ребенка.

На что обращать внимание при выборе развивающих пособий, книг, тетрадей с заданиями для детей 4 лет:

  • Почти все пособия с заданиями рассчитаны на определенный возраст и он указан на обложке, - подбирайте по возрасту.
  • Занятия для детей для 4 лет должны соответствовать не только возрасту, но и его способностям, - ​ ребенок должен решать все поставленные перед ним задачи не прилагая сверх усилия, иначе потребуется перейти к более легким заданиям, и в этом нет ничего страшного. Так вы поддержите интерес ребенка к занятиям, не отбив желания учится.
  • Выбирайте профессиональных авторов составителей пособий, обычно их опыт и квалификация описаны в самом пособии, - автор должен обладать специальностью и не малым стажем в обучении дошкольников.
  • Подбирайте пособия с качественными иллюстрациями - ​это очень важно для детей. Иллюстрации должны быть: цветными в спокойных тонах, соответствовать оригинальным объектам, без излишней яркости; эстетичными, добрыми и милыми; понятными для ребенка 4 лет, с основными чертами идентификации объектов (заяц должен быть похож на зайца); изображать адекватные эмоции, жесты и движения; изображения должны соответствовать тексту и быть последовательными; вокруг изображений должен быть воздух (белый фон) для лучшего восприятия.

  1. Пособие «Логика и мышление»
  2. Пособие «Готовимся к школе. Учим числа и фигуры. Для детей 4-5 лет»
  3. Пособие «Волшебные лабиринты. Для детей 4-6 лет»
  4. «Учимся определять время. Час и полчаса. Для детей 3-5 лет»
  5. И другие пособия от обучаюего центра KUMON»

Как заниматься по пособиям

Занятия по пособиям, на начальном этапе, должны занимать 15–20 минут. Четырехлетний ребенок не в состоянии усидеть больше этого времени, и не стоит его заставлять. Выбирайте те задания из пособия, которыми ребенок более охотно заинтересуется, если не рекомендовано четкая последовательность выполнения заданий. Не забывайте, что важно делать все с удовольствием, хвалить ребенка за правильно выполненное задание, не ругать если у него что-то не получается. Помните, что эти правила важны, особенно если вы хотите, чтобы ваш ребенок в будущем учился хорошо и с интересом.

Пособия содержат занятия для детей для 4 лет:

  • на развитие логики и мышления;
  • тренировку внимания и памяти;
  • фантазии и творческих навыков;
  • тренирующие мелкую моторику рук;
  • задания по обучению грамоте;
  • арифметические задания;
  • задания на развитие речи;
  • знакомящие ребенка с представлениями об окружающем мире.

Есть пособия по каждому из направлений в отдельности, а есть такие которые содержат все необходимые категории, что достаточно удобно.

Развивающие занятия для детей для 4 лет в игровой форме

Ребенок находится в игре постоянно, родителям нужно только лишь включить в игру обучающий аспект. Практически все игры можно превратить в развивающие занятия для детей 4 лет и старше. И практически все игрушки могут стать обучающим материалом.

Конструкторы

На первом месте среди развивающих игрушек стоят конструкторы. Конструктор - игрушка без гендерного разделения, как считалось раньше, он будет одинаково интересен и мальчикам, и девочкам. Желательно выбирать наборы не только с разными блоками, но и с персонажами, вспомогательными предметами и объектами. Есть конструкторы с напечатанным алфавитом, для изучения букв; есть с цифрами и знаками сложения, вычитания; также конструкторы знакомящие детей с окружающим миром, животными разных стран и континентов, временами года, профессиями. Например «Lego Duplo» - в этой серии детали довольно крупные, есть наборы для самых маленьких от 1 года, а есть от 2–5 лет. Следующие серии конструктора идут от 3 лет Lego Classic - в нем детали мельче и в наборах их больше. Можно выбрать отдельные серии для мальчиков и для девочек.


Игры с конструктором, развиваем:

Фантазию и речевые навыки

Задавайте ребенку вопросы во время игры, пускай он фантазирует что будет дальше. Давайте задания придумать новую фигуру из конструктора, не обязательно собирать только по схемам. Разыгрывайте сценки с персонажами конструктора, придумывайте им имена, занятия, где они будут жить, с кем дружить.

Логику

Просто стройте из блоков, по схемам и без, создавайте свои схемы. Начертите на листке бумаги маркером фигуру, границы предмета или буквы, пускай ребенок сложит ее из блоков. Задавайте рамки цвета, формы. Кубики можно использовать разными способами, даже раскладывая узоры на полу. На кубиках можно писать цифры и буквы, наклеивать небольшие наклейки; потом давать задания ребенку: сложить такие кубики с изображениями по каким-либо признакам или смыслу. Постройте из кубиков лабиринт, попросите чтобы ребенок прошел его самостоятельно, попросите построить лабиринт для вас.

Мелкую моторику

Чем меньше детали тем проворней ребенок учится с ними обращаться, развивая свою мелкую моторику.

Внимание и память

Собирая конструктор по приложенной к нему схеме, ребенок учится внимательно ей следовать. Есть масса отдельных книг с новыми схемами для конструктора Lego, их можно приобрести дополнительно в книжных магазинах. Вы можете составлять свои схемы, зарисовывать их, сделать свой каталог, - правда интересный проект? Задействовать эти навыки можно и по ходу самой игры, например, дав задание собрать по памяти, как было ранее, все вагончики столкнувшегося и рассыпавшегося поезда и т.п.

Грамматика

Маркером можно написать на кубиках буквы русского алфавита, или наклеить наклейки с буквами и другими изображениями на кубики, чем тоже можно заняться вместе с ребенком. Эти маленькие наклейки продаются в книжных для ежедневников. С помощью таких подготовленных блоков можно обучать ребенка: предлагая подобрать букву к нужному изображению, складывать буквы в слоги соединяя блоки. Можете из самих блоков складывать печатные буквы, предварительно нарисовав схему на листке бумаги. Можете использовать блоки с буквами и другими изображениями вкупе с обучающими тетрадями и книгами, - ​ сделаете ваше обучение более интерактивным и интересным.

Счет, сложение и вычитание

Используйте блоки с цифрами и знаками сложения и вычитания, которые можете подготовить совместно с детьми, как описано выше. Или например, играйте в стройку: просите доставить вам определенное количество блоков определенного цвета, затем прибавить еще несколько другого цвета, и все в таком духе. Ребенок отлично оттачивает счет в таких интересных играх.

Речевое развитие

Используйте кубики с наклейками изображающих разнообразные предметы, - так можно играть в магазин с персонажами, спрашивая у ребенка, в роли консультанта, - что он посоветует и почему. Помогайте ему, вводя новые слова, пусть он использует их в своих объяснениях. Провоцируйте ребенка комментировать действия в игре, - задавайте направляющие вопросы. Учите выстраивать правильно предложения: играя, например, в туристическую экскурсию или в железнодорожный вокзал, оглашая необходимые объявления для пассажиров поездов.

Плюсы и минусы конструктора

Плюсы конструктора: Если подключить фантазию, конструктор – это очень многофункциональная игрушка, с ним можно придумать массу развивающих занятий для детей для 4 лет и практически любого дошкольного возраста, к тому же это так интересно.

Минусы конструктора: Многие родители жалуются на раскиданные по всему дому мелкие детали. Однако и с этим можно справиться: соорудите специальный коврик для игр под конструктор; который стягивается в мешок, собирая все детали, по завершении игры.

Еще родители отмечают то, что их ребенок собирает конструктор только по схемам не проявляя фантазию. Выход есть и тут – покупайте классические блоки Lego Classic, они рассчитаны что ребенок будет придумывать фигуры и игры самостоятельно.

Большую популярность сегодня имеют настольные игры. Это не только развивающие занятия для детей для 4 лет, но и веселое время с родителями и друзьями, радость от выигрыша, и тренировка адекватного отношения в случае проигрыша. Настольные игры разработаны на разные возраста ребенка, для дошкольников это могут быть: пазлы для изучения алфавита; домино с изображениями, цифрами и буквами; разные проходилки с простыми правилами; или карточные игры с красивыми иллюстрациями. Все это можно найти в магазинах игрушек.

  1. Хорошие развивающие игры для детей дошкольников выпускает издательство LISCIANI, можете выбрать отдельные игры для развития какого либо навыка или комплекты.
  2. Еще один хороший производитель развивающих игр - Miniland. Игры преднозначены для развития и обучения детей дошкольников.
  3. И конечно же достаточно популярное «Десятое королевство» выпускает очень большой ассартимент обучающих и развивающих игр для детей, с любимыми персонажами из мультиков, для детей разных возрастов.
  4. Ища игру для развития какого-то конкретного навыка (изучение букв, письма, чтени, счета) рассмотрите всех издателей обучающих детских игр. Выбор большой, однако найти можно практически все что необходимо для развивающих занятий с детьми.

Плюсы детских настольных игр: Такие игры строятся по готовому сюжету (правилам придуманным разработчиками), задания не нужно придумывать самим, как с конструктором.

Минусы настольных игр: Они имеют ограниченный функционал, почти всегда ограничены инструкцией.

Любимые игрушки

Любые детские игрушки могут стать обучающим занятиями для детей для 4 лет, здесь то же что и с конструктором – главное проявить фантазию.

Несколько идей для занятий в игровой форме для мальчиков

Если ребенок любит машинки можно наклеить на них буквы или цифры, сделать для них паркинг. На каждое место в паркинге наклеить или нарисовать изображение, название которого начинается на букву наклеенную на машинку. Или наклеить то количество изображений которое цифрой написано на машинке. Наклейте на машинки знаки сложения, вычитания, ровно – и можно решать примеры разъезжая по игровому полю (трассе).

На ватмане можно нарисовать трассу с городами, лесами, природными и архитектурными местами, можно даже изобразить погодные условия. Разъезжая по такой трассе изучайте с ребенком направления (лево, право, вверх, вниз); развивайте речь задавая вопросы - «Что будет если повернуть налево, куда ты приедешь? Что там можно делать?»; рисуйте путевые карты, чтобы ребенок следуя им, достигал нужного места назначения, так он будет тренировать внимательность.

Проявите фантазию и придумайте свои игры и задания, в них можно развивать и обучаться всему чему обучают педагоги детей 4 лет в дошкольных заведениях.

Несколько идей для занятий в игровой форме для девочек

Практически все девочки любят либо кукол, либо игрушечных зверей, - и тут огромное раздолье для фантазии. С куклами и зверями можно также изучать алфавит, расклеив на них буквы; раздавайте куклам конфеты, пускай куклы делятся друг с другом, считайте сколько у кукол конфет при разных условиях и т.п.

Куклы и звери отличные инструменты для ролевых игр. Играем в магазин (изучаем сложение и вычитание, буквы, как пишутся названия продуктов, развиваем речь и мышление). Играем в театр (развиваем фантазию, речь, логику, память, мышление) - придумываем короткие сценки, персонажей, имена, заучиваем короткие стишки; можно взять сказку из детской книги и поставить кукольный спектаклю с игрушками по книге.

Даже простая ролевая игра в импровизацию поможет развивать все необходимые навыки, - задавайте ребенку как можно больше вопросов об окружающем, рассказывайте о том чего он еще не знает.

Плюсы развивающих занятий с любимыми игрушками: Ребенок уже погружен в игры с любимыми игрушками, предложите новые сценарии в его игре - интерес к занятиям гарантирован.

Минусы: Придется активно проявлять фантазию, разрабатывая сценарий развивающих занятий, подготавливать дополнительные материалы (распечатки букв, цифр, карточки с дополнительными предметами). Хотя все эти дополнительные материалы можно купить в детском или книжном магазине.

Подручные материалы

Пожалуй, самые творческие развивающие занятия для детей для 4 лет - это поделки из подручных материалов. Разнообразное количество проектов можно придумать из: природных материалов, круп, пустой упаковки, бытовых предметов обихода, бумаги и специальных материалов для творчества.

Начинайте с того, что вы хотите сделать (какая задача перед вами стоит: выучить буквы, разработать мелкую моторику и т.п.), какие конкретно подручные средства для этого подойдут, как их надежно склеить или соединить - уже столько изобретательности нужно проявить. Если вы хотите вырастить творческую личность, то чаше прибегайте к играм из подручных и природных материалов.

Крупы и другие мелкие сыпучие объекты (развиваем моторику и сенсорику)

Крупы можно зашить в игрушки из тонкой ткани.

Муку можно поместить в надувной шарик, спустить весть воздух и завязать на узел, - шарик будет хорошо держать заданную ему форму. Можно дополнительно декорировать его пластиковыми глазками и приделать волосы (кисточку из ниток).

Крупами и песком можно рисовать, разложив их на подносе или приклеив к листу бумаги.

Насыпав крупу или песок в коробку можно сделать игровое поле (пляж, стройку, огород) для игр ребенка.

Бумага

Детское оригами, самое простое, сможет сделать и ребенок в 4 года.

Аппликации: можете помогать ребенку, рисуя простые формы, пусть он вырезает их детскими ножницами и приклеивает сам.

Из бумаги можно вырезать любые предметы для обучения, делать развивающие тетради с элементами аппликации и рисунка (кукольный домик, трассу для машин с разными локациями, лесом, городом, магазином и т.п.) Используйте готовые наклейки в таких тетрадях, дети их очень любят.

Трубочки, зубочистки

Нарежьте трубочки или используйте спички, чтобы сложить аппликацию или построить домик, используйте клей.

Из коротких частей трубочек можно сделать цепочку, замыкая один конец в другой.

Из зубочистки и картошки можно сделать ежика или дикобраза.

Из трубочек, плотной бумаги и втулки от туалетной бумаги можно соорудить вертолет, потом раскрасить его акриловыми красками.

Природные материалы (шишки, веточки, камешки, желуди…)

Из всего этого добра может получиться масса поделок животных, птиц, человечков. Используйте пластиковые глазки, яркие нитки и цветную бумагу.

Большие гладкие камешки можно расписывать, превращать их в причудливых существ, приделывая к ним глазки, хвостики из веревочек.

Нитки и клубки

Вспомните, наверняка вы делали из веревочек кукол и зверюшек из помпонов.

Нитки можно вплетать и привязывать к сетчатой ткани, создавая причудливые узоры.

И это лишь малая толика идей, которые можно разработать, применив подручные материалы. Принцип занятий: выложите перед ребенком необходимые материалы, задав направление, предложите сделать поделку, применив немного изобретательности. Направляйте ребенка, предлагайте свои идеи если он зашел в тупик. Ребенок, придумывая и воплощая такие идеи в жизнь, развивает не только творческие навыки, он учится логике, нестандартному мышлению. И обязательно сопровождайте ваши занятия направляющими вопросами, подсчетом, написанием букв или цифр, придумывайте названия, истории, изучайте все что попадается вам под руку.

Повседневные дела

И не забывайте, что вашу развивающую игру можно направить на пользу домашнего хозяйства и развивать самостоятельность у ребенка. Какое домашнее хозяйство можно доверить ребенку?

Уборка. Продумайте заранее каждое место (домик) для игрушек, где они будут жить когда в них не играют. К концу игры нужно будет отправить игрушку отдыхать (спать домой). И обязательно сопровождайте наводящими вопросами - «Что будет делать твой черный пушистый медвежонок дома перед тем, как лечь спать? Положи рядом с ним (игрушечный) фрукт, чтобы он поел перед сном. Какой фрукт ты положишь? Какого он цвета? Может положить еще один, сколько тогда будет у мишки фруктов?» и т.д. Каждой вещи можно присвоить место (домик), в которое она должна вернуться отдыхать, иначе она помнется, испачкается (запылится), потеряется.

Загрузка стиральной машины и посудомойки. Это тоже своего рода квест для ребенка, - рассортировать по цветам, фактурам, формам и назначению все вещи, выставить программу, там и цифры и буквы которые нужно запомнить до следующего раза. Дети очень любят нажимать кнопки, пускай делают это под присмотром, - «Я за тобой проверю чтобы ты ничего не забыл, а то можно сломать…» - а дальше объясните что - «Когда программа идет, уже нельзя ее сбивать, нажимая кнопки, как и нельзя нажимать просто так, потому что может сломаться и затопить соседей и нас…» Обязательно сопровождайте все действия подробными объяснениями. Доверьте загрузить посуду в определенном порядке, положить один предмет посуды рядом с другим таким же, выставить программу и т.п.

Готовка. Творческий процесс, но нужно придерживаться рецепту, изучать новые ингредиенты, их запахи и вкус, вести подсчет. Доверьте ребенку добавлять по рецепту, исследуя и изучая продукты, смешивать, выкладывать, украшать, следить за временем - все в чем он может быть полезен при приготовлении пищи, что расширит его кругозор и подойдет для его возраста.

Важные правила для стимулирования познавательного развития ребенка!

Помните, что занятия для детей 4 лет не должны проходить в одиночку, ребенок не должен сидеть и выполнять данные вами задания один, его постоянно нужно направлять и проявлять участие, хвалить, проявлять интерес к его решениям, разжигая его энтузиазм, - только так он будет проявлять интерес к занятиям.

Ничего, что не представляет опасность для ребенка, не запрещайте, - вы рискуете воспитать его пассивным. Но обязательно объясняйте почему нельзя, какая это опасность, какие последствия могут быть от его действий, если есть возможность покажите, почему этого нельзя делать. Если ему еще рано использовать какой-либо предмет, из-за того, что он его может испортить или пораниться, объясните ему это подробней. В остальном ребенок должен исследовать этот мир, а вы должны направлять его на это, помогать и следить чтобы все прошло безопасно. Мир также может реагировать на действия ребенка, ваша задача либо объяснить ребенку варианты, но лучше чтобы ребенок узнал это на своем опыте.

мы уже писали в нашей предыдущей статье. Эта статья может быть вам полезна.

Занимаясь с ребенком его развитием важно помнить несколько основных правил:

Первое и очень важное - общайтесь с ребенком как можно больше, задавайте ему наводящие вопросы. Отвечайте максимально развернуто на его постоянные вопросы, с терпением и энтузиазмом, чтобы поддержать его интерес к познавательному развитию.

И второе, не менее важно - пробуйте новое!

Когда ребёнок в детском саду, мамам не о чем переживать. Там он и учится, и с такими же детьми общается, и играет согласно учебному плану. Совсем другая обстановка в домашних условиях. Чем занять ребёнка в 4 года дома? Этим вопросом задаются родители, которые работают, а в короткие выходные вынуждены кроить время на домашние заботы, отдых и общение с детьми. Сложность ещё и в том, чтобы выбранные занятия были:

  • полезны для развития крохи;
  • дали правильное направление в формировании отношения к окружающему миру, к себе, людям;
  • чтобы они помогли создать между взрослым и ребёнком атмосферу доверия и понимания;
  • научили малыша ставить цели, быть активным, самостоятельным.

Как развивается ребёнок в 4 года?

Итак, чтобы придумать, чем дома занять детей 4 лет, нужно кое-что знать об особенностях этого возраста. В 4 года у ребёнка:
  • активно растёт организм, развивается гибкость, ловкость, координация;
  • запас знаний растёт с каждым днём, ширится кругозор, что даёт повод задавать новые вопросы, искать на них ответы у родителей, в окружающем мире;
  • становится больше словарный запас, речь становится более чёткой, правильной;
  • ярко проявляется детское воображение, творческий потенциал;
  • ребёнок ищет общения с другими детьми, пробует дружить, учится взаимодействовать с обществом.
Какой можно сделать вывод? Если вы ищете, чем занять ребёнка в 4 года дома, обязательно учитывайте:
  • его физические способности;
  • особенности характера, психологию;
  • личные предпочтения и интересы малыша.

Доступные занятия дома для детей 4 лет

Дети в 4 года вступают в период, когда они жадно берут знания из окружающего мира. А основой детской вселенной являются родители. Именно они должны организовать правильные занятия, полезные для общего, физического и умственного развития малыша. То, что вы заложите сейчас в маленького почемучку, станет основой для развития его привычек, жизненных принципов и индивидуальности. Простой вариант, чем занять ребёнка в 4 года дома, как завлечь его внимание, пока мама готовит или отдыхает – включить мультфильм, позволить играть на планшете или в телефоне. О пользе такого занятия для детей 4 лет не стихают споры. Психологи же уверенно заявляют, что длительный сеанс компьютерных игр, передач по телевидению, даже тихая работа телевизора в качестве фона вредны для маленьких детей. Они приводят к проблеме социальной адаптации, нарушению психики, развитию «клипового» (нестойкого) внимания. Идеальный способ занять дома ребёнка 4 лет – увлечь его игрой. Хорошо, если в игре будут участвовать и другие дети или взрослые. Какие средства есть в арсенале заботливых родителей?

1. Любые виды творчества:

  • лепка из пластилина, мягкой глины;
  • рисование красками, карандашами, мелками, фломастерами;
  • аппликация из бумаги, картона, газет, природных материалов;
  • рукоделие;
  • конструирование.
Детские магазины предлагают для детей 4 лет такой выбор материалов, инструментов для творческих занятий, что разбегаются глаза. С их помощью вы можете занять малыша дома как минимум на несколько часов, если будете чередовать разные виды занятий. Кстати, попробуйте и сами принять участие в творческом процессе. Так и ребёнку будет интересно, и вы научитесь вместе с ним чему-то новому. Играть с детьми в творчество можно даже, когда вы заняты. Родителям достаточно проявлять интерес – спрашивать, что малыш рисует, подсказывать идеи, помогать в выборе цвета.

2. Культурное воспитание:

  • любовь к книгам;
  • знакомство с искусством;
  • музыкальное развитие.
Как научить детей любить чтение? С 4 лет совместное чтение интересных и полезных книг должно стать вашей семейной традицией. На страницах книжки должно быть много иллюстраций, чтобы малыш мог представить себе героев, атмосферу сказки. Во время чтения можно рассуждать о поступках героев, выдумывать свой вариант развязки истории. Если нет времени на живое чтение, используйте аудиокниги. Они развивают слуховую память, фонетический слух. Музыку и искусство малыш может полюбить через положительные эмоции, через игру. Например, чем можно занять ребёнка 4 лет дома, как не пением озорных детских песенок? Кстати, такое развлечение подойдёт и для дальней поездки, и для прогулки.

3. Физическое развитие

Сюда относятся активные игры и зарядка. Обычно дети компенсируют потребность в движении на улице. Но если по какой-то причине прогулка не возможна, значит, нужно подумать, какими энергичными играми занять детей в 4 года дома без последствий для интерьера. Отличные варианты – танцы, соревнования со взрослыми «кто больше…» (присядет, сделает наклонов).

Чем занять детей дома пока родители заняты?

Совмещать взрослые дела и общение с детьми порой бывает непросто. Неправильный подход приводит к тому, что страдают обе сферы жизни, а родители испытывают чувство вины. Но есть одна уникальная тактика, что позволит успевать во всём. Её предлагает известная автор, мама по совместительству, Анна Быкова в книге «Развивающие занятия «ленивой мамы». По её мнению, не нужно придумывать сложных способов и тратить кучу времени, чтобы чем-то полезным занять детей 4 лет дома. Достаточно только проявить немного фантазии, с интересом отнестись к играм малыша, и самые обыденные дела превратятся в полезные развивающие занятия. Когда вы готовите, ребёнок с радостью поможет. Доверьте ему мытьё овощей или фруктов в тазу, перемешивание салата в большой миске, сервировку стола салфетками, ложками и другими безопасными предметами. Малышу точно понравится катать тесто по столу и лепить из него фигурки, пока мама готовит вареники или пироги. Можно занять кроху и делами, не связанными с вашим. Пока вы у плиты, пусть малыш займётся «съедобным» творчеством рядом с вами. Он будет в восторге от возможности поиграть со спагетти, сделать аппликацию из макаронных ракушек, кофейных зёрен, а затем раскрасить её в яркие цвета. Найдётся занятие для крохи и в процессе уборки. Детям 4 лет можно доверить сортировку белья после стирки, вытирание пыли, уборку игрушек. Как видите, при наличии желания и смекалки, всегда найдётся, чем занять детей в 4 года дома. А заинтересовать малышей не трудно – они всегда рады играть во что-то новое. Читать ещё:

Видео про Ментальную арифметику в Соробан

https://www.youtube.com/watch?v=_lCsptJvHFo

Феноменальная скорость счета 0,3 сек!

Уроки в Соробане - это радость и веселье!

Многозадачность - не миф, если ты ходишь в Соробан

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Для оценки уровня умственного развития дошкольников чаще всего используются шкала Стэнфорд—Бине и тест Векслера (см Для оценки уровня умственного развития дошкольников чаще всего используются шкала Стэнфорд—Бине и тест Векслера (см Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность