«Игры для развития мышления у детей с ЗПР. Практикум для родителей детей, имеющих отклонения в развитии (с задержкой психического развития) «Домашняя игротека

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Дошкольное детство малыша это время его интенсивного роста, период активного развития психических процессов, которые помогают ребенку полноценно развиваться, изучая окружающий мир. Но, к сожалению, не у всех детишек психическое развитие проходит с одинаковой интенсивностью, и у некоторых малышей может наблюдаться задержка психического развития. Это может быть задержка речевого развития, задержка развития памяти, мышления, внимания, аналитической деятельности, а также целенаправленной деятельности.

Чтобы справиться с этими проблемами в раннем детском возрасте, с малышами нужно играть в игры для детей с ЗПР. У таких детишек игровая мотивация выражена слабо, малыши часто не хотят играть или не могут поддержать игру, предложенную взрослыми. Чаще, находясь в песочнице, малыши могут играть рядом, но не вместе, ведь они не могут договариваться и действовать согласованно по определенным правилам или сюжету. Чаще у детишек с задержкой психического развития ярко выражена деятельность с предметами, когда ребенок открывает крышку и сразу закрывает, набирает лопаткой песок и высыпает, баз какого-либо игрового замысла. Малыш просто повторяет запомнившиеся действия старших, но при этом не выстраивает сюжет игры.

Нужно научить ребенка с ЗПР играть в игры, нужно дать малышу представление об игре. Если это дидактические игры, при которых перечисляются действия в какой-либо профессии, то чтобы заинтересовать малыша, стоит провести его на экскурсию в магазин, почту или кабинет врача. Совместно с ребенком нужно составлять план игры, распределять роли каждого в игре, выбирая кто будет продавцом а кто покупателем, кто врачом, а кто пациентом. Кроме того, нужно просить малыша помочь взрослому подобрать необходимые предметы для игры и выбрать действия. Также стоит показывать тематические картинки, по теме игры и лишь затем, беседуя с малышом, приглашать его в игру, показывая ребенку последовательность действий и прося его отгадать действие. Также можно попросить ребенка продолжить данное действие. Родители должны показывать малышу игры с 3 и 4 предметами. Причем все действия нужно проговаривать. На речь нужно обращать особое внимание, прося малыша делать также.

Игры очень хорошо помогают развитию речи ребенка. Взрослые должны придумать сказку или историю, по какому-либо предмету,показывая малышу картинки не более 3-5 штук, или по игрушке. Во время рассказа можно задавать малышу наводящие вопросы, интересоваться, чтобы могло произойти в дальнейшем.

Отлично помогают бороться с задержкой психического развития сценки-диалоги с помощью игрушек или кукол. Эти игры, в которых участвует как взрослый, так и ребенок, очень помогают развивать воображение и абстрактное мышление.

Помогают развитию малыша и обыкновенные кубики, из которых малыш может научиться строить как башни, так и любые другие здания. Играя с ребенком, стоит постоянно общаться с ним, спрашивать его мнение, какого цвета будут кубики у основания и какого сверху. Показывайте ребенку картинку с различными зданиями и просите его построить подобие их из кубиков. После завершения игры стоит дать оценку вашей работе вместе с ребенком. По аналогичному принципу строятся такие игры как лепка или рисование.

Более сложны, но не менее полезны театрализованные игры, ведь малыш, играя определенную роль, сможет проявлять творческую инициативу, регулировать свое поведение, а также развить свой творческий и духовный потенциал.

Дарья Ковылина
Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития .

Внимание – это сосредоточенность сознания на определённом объекте. Объектами внимания могут быть как любые предметы и явления окружающего мира, так и действия, мысли, переживания самого ребёнка. От уровня развития внимания во многом зависит успешность обучения ребёнка в школе.

Дети с ЗПР имеют ряд особенностей психического развития , в том числе, внимания . Исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения, узкий объём.

Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых и других раздражителей, отвлекающих факторов. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей , несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. У детей с ЗПР отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания , а так же широкий диапазон индивидуальных и возрастных различий этого качества. Наблюдаются недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала, когда дифференцирование сходных раздражителей становится затруднительным. Усложнение условий работы ведёт к значительному замедлению выполнения задания, и продуктивность деятельности при этом снижается.

Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно привлечь и собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действует импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

Однако, своевременное выявление, изучение и коррекция нарушений познавательной сферы, и прежде всего внимания у детей с задержкой психического развития именно в старшем дошкольном возрасте является необходимым условием их дальнейшего успешного обучения в школе.

В данной статье приводится перечень игр и упражнений, которые педагоги и родители могут использовать в целях коррекции внимания детей с ЗПР .

Игра «Повторяй за мной» .

Цель : Развитие активного произвольного внимания .

Инструкция : «Сейчас мы поиграем. Я буду водящим. Ваша задача следить за мной и повторять за мной все действия, какие я буду вам показывать».

Примечание : на этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый, затем водящими становятся и дети.

Игра «Угадай, что звучит?» .

Цель : Развитие слухового внимания и восприятия .

Оборудование : предметы, издающие разные звуки (свисток, карандаш, шарик-погремушка, бумага, ножницы, ширма.

Инструкция : «Сейчас за ширмой я буду производить разные звуки, а вы должны догадаться, с помощью какого предмета, я шумела. Посмотрим, кто из вас отгадает больше звуков».

Примечание : задание выполняется в полной тишине.

Задание «Раскрась вторую половинку» .

Цель : развитие умения удерживать инструкцию, развитие устойчивости , переключаемости внимания .

Оборудование : Листы с недорисованными изображениями на каждого ребёнка, цветные карандаши.

Игра «Летает – не летает» .

Цель : развитие переключаемости внимания , умения выделять главные, существенные признаки предметов.

Примечание : примерный перечень слов – змея, диван, бабочка, стул, баран, корова, самолёт, дерево, вертолёт, лодка, утюг, муха, собака, дом, воробей и др.

Игра «Выложи из палочек» .

Цель : развитие мелкой моторики , зрительного восприятия, произвольного внимания , умения действовать по образцу.

Оборудование : счётные палочки, карточки – образцы.

Инструкция : «Посмотрите, что изображено у вас на рисунке. Возьмите палочки и выложите из них точно такой же узор. При выкладывании будьте внимательны . Приступайте к работе».

Примечание : если ребёнок не справляется с самыми простыми рисунками, то начинать выкладывать узор необходимо прямо на карточке, используя приём «наложения» .

Игра «Запомни и нарисуй» .

Цель : развитие концентрации , устойчивости, объёма внимания , умения удерживать инструкцию, закрепление основных геометрических фигур.

Оборудование : листы с изображением двух геометрических фигур (круг красного цвета слева, квадрат синего цвета справа, цветные карандаши на каждого ребёнка.

Цель : развитие слухового внимания .

Содержание : педагог считалочкой определяет водящего, он выходит вперёд, остальные дети сидят на своих местах. Водящий поворачивается спиной к детям, дети хором говорят слова : «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя - узнай» . Затем педагог дотрагивается до одного ребёнка, и ребёнок произносит слова : «Отгадай меня по голосу!» . Водящий поворачивается и угадывает говорившего. Если водящий угадал верно, то следующий ребёнок становится водящим.

Инструкция : Ребята, сейчас мы поиграем в интересную игру. У нас есть один водящий, он нас не видит. Сначала мы все вместе скажем ему стишок : «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя – узнай!» . А затем тот, до кого я дотронусь должен сказать : «Отгадай меня по голосу!» и водящий должен отгадать, кто из вас сказал эти слова.

Задание «Кто что ест» («Перепутанные линии» ).

Цель : развитие зрительного восприятия, устойчивости внимания .

Оборудование : бланки с изображением животных, линии от которых ведут к изображениям соответствующих «лакомств» (собака – кость, петух – зерно, кошка – миска с молоком) .

Инструкция : «Посмотрите внимательно на этот рисунок . На нём изображены разные животные (дети называют, кто изображён на рисунке) . Проводя пальцем по линиям, отгадайте, кто из животных, что больше всего любит есть?».

Примечание : Если у ребёнка задание вызывает затруднения, взрослый индивидуально показывает способ выполнения задания.

Задание «Найди отличия» .

Цель : развитие устойчивости , переключаемости, объёма внимания .

Оборудование : таблица с изображением двух картин, отличающихся друг от друга несколькими отличиями.

Инструкция : «Ребята, рассмотрите картины. Назовите, какие отличия есть между этими двумя картинами. За правильный ответ получите жетон, в конце игры посмотрим , у кого будет больше жетонов, тот будет самый внимательный ».

Игра «Лягушки и аисты» .

Цель : развитие слухового внимания , переключаемости внимания , моторной координации.

Оборудование : свисток.

Инструкция : «Ребята, представим, что мы сейчас с вами оказались на болоте. А кто из вас знает, кто живёт на болоте? Вот и мы сейчас превратимся с вами в лягушек (показ позы «лягушка» - присесть, ноги разведены в стороны ). А кого очень боятся лягушки? (показ позы «аиста» - одна нога согнута в колене, руки разведены в стороны ). Когда вы услышите один свисток – вы превращаетесь в лягушек, а когда услышите 2 свистка – вы превращаетесь в аистов».

Примечание : дети, которые чаще всех ошибаются, считаются проигравшими и выбывают из игры .

Игра с мячом «Съедобное – несъедобное» .

Цель : Развитие быстроты реакции , переключаемости внимания , зрительно-моторной координации.

Оборудование : мяч средних размеров.

Инструкция : «Ребята, я сейчас буду называть предметы, и бросать вам мяч. Если предмет съедобный – вы его ловите, если несъедобный - не ловите».

Примечание : Сначала водящим становится взрослый, затем все дети поочерёдно. Если кому-то из детей сложно придумывать слова, можно ввести карточки с изображением хорошо знакомых детям предметов.

Задание «Выложи из геометрических фигур» .

Цель : развитие произвольного внимания , концентрации, объёма внимания , кратковременной памяти, закрепление основных геометрических фигур.

Оборудование : таблицы с изображениями ёлочки, домика и снеговика, наборы геометрических фигур по количеству детей .

Инструкция : «Дети, рассмотрите этот рисунок. Из каких геометрических фигур он состоит? Запомните его. Из ваших конвертов достаньте фигуры и сделайте такую же картину, какую я вам показывала».

Примечание : если дети по памяти затрудняются выложить фигуры, тогда первый раз они выкладывают фигуру с опорой на образец, а затем второй раз выкладывают её уже по памяти.

Подвижная игра «Совушка – сова» .

Цель : развитие концентрации , переключаемости внимания , скорости реакции.

Оборудование : музыкальное сопровождение, маска совы для водящего, маски мышей для детей .

Содержание : по команде водящего «День!» , дети – мышки передвигаются под музыкальное сопровождение, а «сова» в это время спит в своём домике. По команде водящего «Ночь!» , музыка затихает, мышки приседают на корточки и «спят» , т. е. не двигаются. В это время «сова» вылетает на охоту, и если видит, что «мышка» пошевелилась, забирает её в свой домик. Последние оставшиеся игроки считаются победителями.

Инструкция : «Ребята, вы будете мышками , а я совой. По команде «День!» мышки выбегают на прогулку, сова в это время спит. А по команде «Ночь» сова вылетает на охоту, а мышки замирают, чтобы сова их не заметила. Если кто-то пошевелится, а сова это увидит, она заберёт эту мышку к себе в домик. Кто останется последним, тот и выиграл!».

Игра «4 стихии» .

Цель : развитие концентрации , переключаемости, объёма внимания .

Инструкция : «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Вы знаете, что такое стихия? Это разные природные явления. В зависимости от того, какую стихию я назову, вы будете выполнять разные движения. «Земля!» - руки вниз (как-будто трогаем землю) .

«Вода!» - руки перед собой (как-будто плывём в реке) .

«Воздух!» - руки тянем вверх (как-будто тянемся к облакам) .

«Огонь!» - выполняем вращения руками.

Давайте с вами потренируемся».

Примечание : на первых порах педагог выполняет движения вместе с детьми, затем дети выполняют движения самостоятельно. Как усложнение педагог может увеличивать темп смены движений.

Успехов в работе!

Шкафчики

Материал: шкафчики, склеенные из 4 и более спичечных коробков, мелкие предметы. Ход игры: Взрослый прячет игрушку в один из коробков на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова. Ребенка просят найти игрушку.

Что исчезло?

На столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок смотрит на оставшиеся предметы и называет, что исчезло.

Что изменилось?

На столе раскладывают несколько игрушек. Ребенку предлагают их рассмотреть и запомнить. Ребенок отворачивается, одну игрушку добавляют, или игрушки меняют местами. Ребенок отвечает, что изменилось.

Независимо от того, хорошая или плохая у ребенка память, перегружать ее вредно.

Игры для детей с задержкой психического и речевого развития на поиск предметов

Художник

Ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

Запомни и воспроизведи

Вариант 1. Ребенку называют числа и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постепенно возрастает.

Вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от 4 до 10 слов).

Вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

Вспомни и покажи

Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.).

Цепочка действий

Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: "Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола".

Приемы, помогающие запоминанию

Если ребенок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.

То же самое можно сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему потом вспомнить прочитанное.

Например, называете семь фраз:

  • Мальчику холодно.
  • Девочка плачет.
  • Папа сердится.
  • Бабушка отдыхает.
  • Мама читает.
  • Дети гуляют.
  • Пора спать.

К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой.

На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7 фраз - очень хорошо.

Пересказ

Пересказ подходит для детей с задержкой речевого развития. Если ребенок не может пересказать текст, прочитайте ему рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос: «О чем этот рассказ?». Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность.

Такая беседа значительно и мышление ребенка.
Попросите ребенка снова сделать пересказ и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.

ПОДВИЖНЫЕ

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Разработала

«ПОВТОРИ, НЕ ОШИБИСЬ»

ЦЕЛЬ: Развивать внимание, быстроту реакции; накапливать количество и уточнять смысл слов, обозначающих действие.

Дети стоят полукругом. Ведущий медленно выполняет простые движения руками (вперёд, вверх, в стороны, вниз). Дети должны выполнять те же движения, что и ведущий. Допустивший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним.

Варианты

1.Простые движения можно заменить на более сложные, включить движения ногами и туловищем, ассиметричные движения (правая рука вверх, левая вперёд) и т. д.

2.Ведущий одновременно с показом движений называет имя одного из играющих, который и должен это движение повторить, а остальные игроки наблюдают.

3.Ведущий проговаривает движение (руки вверх), а выполняет в этот момент другое действие (руки вниз). Дети должны выполнять движение по показу ведущего, не обращая внимание на его команды.

«УЗНАЙ ДРУГА»

ЦЕЛЬ: Развивать тактильные ощущения, слуховое внимание, память, умение ориентироваться в пространстве.

Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук – ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.

ВАРИАНТ: если игрок не может узнать другого ребёнка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.

«ЛОХМАТЫЙ ПЁС»

ЦЕЛЬ: Активизировать речевую деятельность, развивать память и быстроту реакции, формировать способности имитировать животных (собаку)

Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне, другие дети медленно идут к нему, приговаривая:

Вот сидит лохматый пёс, в лапки свой уткнувши нос.

Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит.

Подойдём к нему, разбудим и посмотрим,

Что же будет?

Дети подходят и хлопают в ладоши. Пёс вскакивает, рычит и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».

ИГР, УПРАЖНЕНИЯ

НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ, СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ.

«ЛАСКОВОЕ ИМЯ»

ЦЕЛЬ: Научить детей запоминать имена друг друга и устанавливать контакт.

«Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадёт, называет одно или несколько своих ласковых имён. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдёт в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнеси его ласковое имя»

«ПАРОВОЗИК»

ЦЕЛЬ: Дети запоминают имена друг друга.

Выбирают ребёнка «паровозик» - едет по кругу, громко приговаривая «чух-чух-чух».Подъедет к любому ребёнку со словами: «паровозик чух-чух-чух» - и называет своё имя. Ребёнок в ответ называет своё имя и становится новым паровозиком, а первый – его «вагоном». Новый «паровозик» вместе с вагоном продолжает движение по кругу, затем подъедет к любому ребёнку со словами «паровозик чух-чух-чух» - и назовёт своё имя и имя своего «вагона». Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети.

«ЖУЧОК»

ЦЕЛЬ: Создать положительный эмоциональный фон, развивать тактильную чувствительность и наблюдательность.

Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

«БИП»

ЦЕЛЬ: Сплочение группы.

Дети сидят на стульчиках, Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям угадывает, на ком сидит. Если он правильно угадал, то тот, на ком сидит, говорит: «БИП».

«ПОТЕРЯЛСЯ РЕБЁНОК»

ЦЕЛЬ: Развитие слухового внимания, способствует распознаванию по голосу.

Воспитатель: «Давайте представим себе, что мы с вами в лесу. Что мы там делаем? Конечно, собираем грибы или ягоды, но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко и ласково по очереди зовём его, например: «Ау, Сашенька!». «Потерявшийся» ребёнок стоит спиной к группе и угадывает, кто же его позвал»

«ВСЕ ВМЕСТЕ»

ЦЕЛЬ: Развивает сообразительность, быстроту реакции и координацию, умение действовать согласованно.

На полу нарисован круг такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им всем разместиться на очерченном пространстве. Чтобы усложнить задачу, можно попросить ребят составить «остров» из газет, которые нельзя ни рвать, ни раздвигать.

Выигрывает команда, которая смогла разместиться на самом маленьком пространстве.

«ПОРВИ КРУГ»

ЦЕЛЬ: Способствует большей включённости детей в группу, позволяет попробовать разные тактики взаимодействия.

Дети стоят в кругу, крепковзявшись за руки. Один ребёнок должен с разбегу разорвать этот круг и оказаться внутри него (возможны другие варианты проникновения в круг: подлезть в него снизу, просто попросить детей впустить). Разновидностью этой игры является игра «разрывные цепи». Дети делятся на две команды и становятся, держась за руки, друг напротив друга на расстоянии 10-15 метров. Одна команда вызывает участника из другой, который должен разбежаться и разорвать цепочку игроков. Если ему это удалось, то он забирает одного из игроков этой команды в свою, если нет – сам становится в неё. Следующего игрока вызывает другая команда.

«СНЕЖИНКИ»

ЦЕЛЬ: Обучение сотрудничеству.

МАТЕРИАЛ: бумага, ножницы.

Попросить каждого участника сложить 8 раз листок бумаги и вырезать звёздочку. Напоминающую снежинку. Когда все закончат работу, дети выкладывают на полу снежинки таким образом, чтобы получилась одна большая. Это упражнение можно выполнять небольшими группами детей, каждая из которых будет делать свою снежинку.

«РИСУЕМ ВСЕЙ ГРУППОЙ»

ЦЕЛЬ: Способствует развитию сотрудничества, умению договариваться, уважать чужую работу, пространство.

МАТЕРИАЛ: лист ватмана, восковые мелки.

«Сегодня вы будете рисовать на одном листе бумаге одновременно. Придумайте, что вы хотите нарисовать, и выберите себе место. Для рисования я вам дам каждому из вас только 1 мелок, но я думаю, что вам, конечно, захочется сделать свои рисунки разноцветными. Для этого вам нужно будет обмениваться друг с другом мелками.

Рисование лучше проводить на большом ковре, чтобы дети могли занять удобное положение.

«ЛАДОНЬ НА ЛАДОНЬ»

ЦЕЛЬ: Развитие умения согласовывать действия с партнёром.

Дети прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате, где можно установить разные препятствия, которые пара должна преодолеть. Это может быть сооруженная ребёнком гора или река.

«МЕНЯЕМСЯ ПУГОВИЦАМИ»

ЦЕЛЬ: Побуждает детей договариваться друг с другом, сотрудничать.

МАТЕРИАЛ: 100 пуговиц по 10 разного цвета, шаблоны с цветным узором.

Воспитатель перемешивает пуговицы и затем раздаёт каждому участнику шаблон и 10 пуговиц (число пуговиц определяется количеством участников). Каждый ребёнок должен собрать из пуговиц по шаблону узор определённого цвета. Для этого ему придётся обмениваться пуговицами с другими детьми.

ДРУЖНАЯ КОМАНДА.

После того как дети познакомились друг с другом, учим их договариваться и сотрудничать.

ИГРЫ ДОВЕРИЯ.

Помогают детям испытывать положительные чувства друг к другу и формируют атмосферу сотрудничества.

«ПРОГУЛКА С ЗАВЯЗАННЫМИ ГЛАЗАМИ»

ЦЕЛЬ: ИГРА СПОСОБСТВУЕТ ДОВЕРИЮ И ФОРМИРУЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА.

Дети по желанию разбиваются на пары – ведомый с завязанными глазами и ведущий. Ведущий берёт ведомого за руки и объясняет, где они сейчас движутся, что их ожидает и как избежать падения или столкновения с вещами.

Ведомый должен полностью доверять ведущему. Дети меняются через некоторое время.

«СЛУШАЕМ СЕРДЦЕ»

ЦЕЛЬ: Формирует бережное и доверительное отношение к партнёру.

Игра выполняется на ковре, без обуви.

Дети разбиваются на пары. Один ребёнок ложиться на ковёр на спину, другой ребёнок становится перед ним на колени. Лежащий ребёнок поднимает согнутые ноги, очень аккуратно ставит стопы на грудь ребёнка, стоящего перед ним, слушает его сердце. Затем дети меняются ролями.

«ЗООПАРК»

ЦЕЛЬ: Помогает снять напряжение.

Дети «превращаются» в животных, в тех, в кого захотят сами. Сначала все сидят на стульях («в клетках»). Каждый ребёнок изображает своё животное, другие угадывают, кого он изображает. После того как всех «узнали», клетки открываются и «звери» выходят на свободу: прыгают, бегают, рычат, кричат.

«МЕДВЕЖАТА»

ЦЕЛЬ: Упражнение направлено на мышечное расслабление.

Ребёнок превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замёрз. Он сжался в маленький клубочек – греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал

Взрослый рассказывает ребёнку про медвежонка, а тот изображает его движентя.

Игры с детьми ЗПР младшего школьного возраста

«Развитие через игру»

Важнейшим структурным элементом учебной деятельности является мотивационный.

Мотивационный компонент составляют потребности, мотивы и интересы личности, то есть всё, что позволяет активно включаться в деятельность. У детей с ЗПР отмечается отсутствие мотивов, способных регулировать деятельность на всех её этапах.

Динамика их мотивов выражается в относительном постоянстве преобладания игровых мотивов и возрастании доли широких социальных мотивов (желание избегать неудачи и неприятности, стремление зарабатывать деньги) и усилении влияния отрицательных мотивов.

Сильным мотивом для многих детей с интеллектуальной недостаточностью с 1-го класса становится мотивация избегания неуспеха или наказания. Этот мотив создаёт отрицательный фон учебной деятельности.

Опыт неудач и снижение уровня самооценки приводят к тому, что ученики уже не фиксируют внимание на отдельных школьных успехах, не проявляют настойчивого желания получить высокую отметку.

Следствием этого является то, что многие школьники выражают нежелание посещать школу. Как избежать этого? Как помочь детям не потерять интерес к школе? На своих уроках я пытаюсь утомительное обучение превратить в радость познания. Поэтому в каждый урок я включаю специальные упражнения, которые с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации у детей, а с другой стороны положительно влияют на развитие психических процессов. Потому как обучение детей с ЗПР должно быть направлено на ослабление недостатков в познавательной деятельности.

Многозначные числа

Детям предлагается зашифрованное слово и ключ к шифру. Необходимо расшифровать слово.

Какое слово у вас получилось? (миллион)

Читаем это слово хором по слогам.

Читаем хором с ударением.

Читаем хором “как говорим”.

Какая орфограмма в этом слове?

Это слово словарное, его написание нужно запомнить.

2. Упражнение на развитие механической зрительной памяти.

Предлагается 4 геометрические фигуры разных цветов. На каждой фигуре изображена цифра. Время для запоминания 10 – 15 секунд.

Какие фигуры вы запомнили?

На какой фигуре располагалась каждая цифра?

Каким цветом была каждая фигура?

Составим из данных цифр многозначное число.

Скольки значное число можно составить используя все данные цифры? (четырёхзначное)

Почему? (так как имеется всего 4 цифры)

Составьте.

Какое число составили? (Дети называют каждый своё число.)

Попутно происходит объяснение поместного значения цифр в числах учеников.

3. Упражнение на развитие логического мышления, усложнённое заданием на запоминание.

Расшифровать и запомнить зашифрованные многозначные числа.

Скольки значные числа у вас должны получиться?

Ключ к шифру:

Время выполнения 35 – 45 секунд.

4. Упражнение на развитие распределения внимания и зрительной памяти.

Предлагаются цифры записанные на плакате следующим образом:

Запомнить цифры, записанные синим цветом. Время для запоминания 10 – 15 секунд.

Какие цифры вы запомнили?

Скольки значное число можно составить используя все данные цифры? (пятизначное)

Почему? (так как у нас всего 5 цифр)

Составьте наименьшее пятизначное число.

Почему для получения наименьшего числа вы расставили цифры именно в этом порядке?

Составьте наибольшее пятизначное число.

Какое число у вас получилось?

Почему для получения наибольшего числа вы использовали именно этот порядок цифр?

Дайте характеристику этому числу.

Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние при равномерном прямолинейном движении

1. Упражнение на развитие внимания и зрительной памяти.

Детям предлагаются зашифрованные слова и ключ к шифру. Необходимо расшифровать слова.

Какие слова у вас получились? (скорость, время, расстояние)

Читаем все 3 слова хором по слогам.

Читаем хором с ударением.

Читаем хором “как говорим”.

Уточнение значения каждого слова.

Как вы думаете, какова главная задача нашего урока? (Выявление зависимости между данными величинами.)

2. Упражнение на развитие мышления, усложненное запоминанием.

Узнать слова (подсказка: в словах пропущены гласные). Запомнить их. Время для запоминания 20 – 30 секунд

Какие слова вы узнали и запомнили? (скорость, лыжник, двигался, расстояние, прошёл)

Предлагаются числа: 18, 3. Составьте используя данные числа и разгаданные слова задачу на движение.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стрижки по форме лица для женщин и девушек Стрижки по форме лица для женщин и девушек Разводы в молодых семьях Разводы в молодых семьях Все, что нужно знать о тестах на беременность Все, что нужно знать о тестах на беременность